СТАТЬИ ПО ГИДРАВЛИКЕ

Давление и расход

Широко распространено мнение, что давление создается насосом. На самом деле, это не совсем так. Давайте рассмотрим, в чем разница между давлением и расходом, а также, что влияет на увеличение или снижение давления. Опытные диагносты используют эти знания для определения причины неисправности гидравлической системы.

рис. 1

Если мы возьмем насос с расходом 4 л/мин (рис. 1), присоединим трубу диаметром 2,5 см, длиной 0,3 м и подключим манометр на выходе жидкости из трубы, то манометр покажет давление, близкое к нулю. Насос исправен, так как обеспечивает расход 4 л/мин. Так почему же отсутствует давление? Все дело в том, что труба в месте установки манометра не создает сопротивление жидкости, и жидкость свободно вытекает из трубы.

рис. 2

Если же мы возьмем насос с тем же расходом 4 л/мин (рис. 2), присоединим к трубе с меньшим диаметром 1 см и большей диной 3м и подключим манометры в начале, середине и конце трубы, то увидим, что давление в начале трубы равно 200 кПа, давление в середине трубы равно 100 кПа, а давление на выходе жидкости из трубы близко к нулю. В чем причина такого явления? Все дело в том, что стенки трубы создают сопротивление течению жидкости. Поэтому мы можем сказать, что давление на каждом участке трубы равно сопротивлению движения жидкости в оставшейся части трубы.

рис. 3

В данном случае, давление в системе определяет нагрузка на гидроцилиндр. Чем выше нагрузка, тем выше будет сопротивление перемещению поршня гидроцилиндра, а, следовательно, выше будет и давление в системе.


Подробнее о давлении и расходе гидравлических схем вы можете узнать, пройдя курс «Гидропривод и гидравлические системы машин».

Символы и обозначения базовых компонентов гидравлических схем

Гидравлическая схема – это простой способ показать все компоненты и соединения гидравлической системы. Также по схеме гидравлической системы опытные специалисты способны понять принципы ее работы.

На первый взгляд схема может показаться сложной. Но, зная символы и обозначения гидравлических компонентов и их соединений, можно легко разобраться в работе системы.

1. Сплошная линия обозначает основной поток жидкости, проходящий через трубы и рукава между компонентами гидравлической системы, а также внутри компонентов.

2. Штриховая линия (короткие штрихи) обозначает дренаж или слив в бак.

3. Штриховая линия (длинные штрихи) обозначает контур гидроуправления (пилотный контур).

4. Большой полукруг с точками по краям на сплошной линии обозначает гибкий рукав. Следует заметить, что не все производители используют это обозначение.

5. Белые (пустые) стрелки на сплошной линии обозначают пневматические линии. Такое обозначение встречается на схемах, где есть и пневматические линии, и гидравлические.

6. Черные (закрашенные) стрелки на сплошной линии обозначают гидравлические линии. Такое обозначение встречается на схемах, где есть и пневматические линии, и гидравлические.

7. Штриховая линия, которая содержит длинные и короткие штрихи, обозначает контур или узел. Эта линия используется, чтобы показать, что отдельные гидравлические компоненты входят в один блок (например, гидрораспределитель).

8. Сплошная линия с молниями обозначает электрическую линию.

Соединение линий


Обозначения ниже показывают соединения линий.

Скрещивающиеся линии (соединение отсутствует)

Формы элементов гидравлических систем

Круг обозначает компонент, который имеет узел вращения (насос, мотор).

Ромб обозначает компонент, который влияет на состояние жидкости (фильтр, нагреватель, охладитель).

Квадрат обозначает клапан (редукционный, предохранительный и другие). Квадраты, соединенные вместе, обозначают многопозиционные гидрораспределители.

Управление компонентом

1. Последовательное расположение символов обозначает, что оба условия должны быть выполнены для управления компонентом.

2. Параллельное расположение символов обозначает, что достаточно выполнения одного из условий для управления компонентом.

Обозначение других компонентов

1. Аккумулятор. Незакрашенный треугольник обозначает газовый заряд.

2. Цилиндр

3. Дроссель (регулятор расхода).

4. Бак. На схеме может быть несколько таких символов, даже если установлен только один бак.

5. Диагональная стрелка обозначает, что компонент регулируется.

6. Дуга со стрелками обозначает, что узел компонента вращается. В данном случае изображен вал.

7. Картриджный клапан

8. Шаровый кран. Незакрашенный символ обозначает нормально открытый кран. Закрашенный символ обозначает нормально закрытый кран.

9. Обратный клапан. Клапан пропускает поток только в одном направлении.

10. Челночный клапан (клапан «или»). Клапан сравнивает давление в двух линиях и пропускает поток той линии, где давление выше.


Подробнее о символах и обозначениях гидравлических схем вы можете узнать, пройдя курс «Гидропривод и гидравлические системы машин».

Объемный расход и скорость потока

Применительно к потоку жидкости существует два понятия, которые используются при работе с гидравлическими системами – объемный расход и скорость потока.

Объемный расход – объем жидкости, проходящий через заданную площадь за единицу времени. Измеряется в системе СИ в кубических метрах в секунду (м3/с). Обычно обозначается буквой Q.

Скорость потока – скорость движения жидкости, которая численно равна отношению расхода жидкости Q к площади живого сечения.

Одинаковое количество жидкости (объемный расход) может пройти как через узкую, так и через широкую трубу. Однако скорость потока жидкости в узкой трубе будет выше, чем в широкой.


Подробнее об объемном расходе и скорости потока гидравлических схем вы можете узнать, пройдя курс «Гидропривод и гидравлические системы машин».